На фото знаменитые немецкие танкисты, снятые либеральным фотографом
Товарищ Баграт Саруханов прислал забавную ссылку на труд в стиле Исаевской нетленки "Кочегар с паровоза Великая Финляндия".
Некий Лев Натанович Лопуховский в лучших традициях Резуна разоблачает причины высоких потерь вермахта в танках на Восточном Фронте.
Основной причиной этих потерь называется коварная методика вспахивания борозды, которая превращала колхозные поля в мощные противотанковые рубежи.
И ведь все логично, можно предъявить к автору те или иные претензии, но в ГЛАВНОМ ТО ОН ПРАВ!
Лев Натанович Лопуховский
Поперек борозды. О причинах высоких танковых потерь Вермахта на Восточном фронте в 1941-1944 годах.
Перевод с английского. Статья известного танкового теоретика, британского бригадного генерала Льва Натановича Лопуховского, автора известной монографии "Прохоровка без грифа секретности". Статья написана легким доступным языком и рассчитана на массового демократического читателя.
Когда я начал заниматься исследованием причин поражения доблестного Вермахта на Восточном фронте в войне против большевиков, я прочитал свыше тридцати тысяч архивных документов, но так и не смог найти внятного объяснения этому феномену. Вроде у вермахта все было лучше - и танки, и люди, и организация взаимодействия с пехотой и авиацией, и организация ремонта поврежденной техники - и не смотря на это, доблестные белокурые арийские рыцари понесли серьезные потери от азиатских орд большевиков и в итоге проиграли войну. И ведь сама война показала, что дело не в количестве тех же танков - сколько бы их не построили - проку без толковых танкистов не будет!
Так наверное и осталась бы это тайной за семью печатями, если бы не случай, если бы не просьба, моего лондонского соседа - Бориса Абрамовича Березовского. Борис Абрамович, попросил меня, помочь своему старому другу по сталинскому лагерю - известному писателю с мировым именем, лауреату Нобелевской премии - Александру Солженицину в сборе материала, на новую книгу "Архипелаг ГУЛАГ-2". Я с большой радостью откликнулся на эту просьбу - и вскоре уже подключился к работе с большевистскими архивами, вывезенными в Лондон в 1991 году, патриотами российско-американского общества "Мемориал". Среди просматриваемых мной материалов о сталинских репрессиях, мне попалось дело Тушинской Доры Абрамовны (1876 -1933) - известного специалиста в области сельского хозяйства (профессора почвоведения, почетного члена Кембриджского университета, декана кафедры почвоведения Оксфордского университета). Она была в числе тех многих и многих сотен миллионов россиян, репрессированных палачами Сталина, по ложному обвинению в "очередном вредительстве".
Тут я должен пояснить читателю, что с приходом к власти в СССР Сталина, в НКВД было создано специальное семнадцатое управление, численностью примерно триста сорок семь человек, в задачу сотрудников которого входило сочинение разных "очередных вредительств", которые потом в массовом порядке применяли к гражданам России. Так сказать массовый конвейер репрессий - одни придумывают очередное ложное обвинение, другие бегут и арестовывают всех подряд, пока идут аресты - сотрудники семнадцатого управления придумывают новые причины для массовых арестов - и так продолжалось до самой смерти Сталина. Делом Тушинской Доры Абрамовны, я заинтересовался особо, ибо речь шла о родной бабушке, известной правозащитницы Валерии Ильиничны Новодворской. Кстати, память о Доре Абрамовне Тушинской, удалось увековечить еще во времена "хрущевской оттепели" - в 1958 году, сразу же за разоблачением культа личности Сталина, одна из станций Московского метро - "Космодемьянская" - названная в честь какой-то там очередной приспешницы сталинского режима, была переименована в станцию метро "Тушинская".
В деле Доры Абрамовны, зверски замученной сталинскими палачами, фигурировал один странный документ, который лег в основу всего обвинения. Документ назывался: "Постановление сессии ЦИК СССР от 28 января 1933 года." Ясное дело, что я тут же сделал запрос в лондонский архив, и через несколько часов уже держал в руках ксерокопию этого документа, сыгравшего роковую роль в судьбе Доры Абрамовны. После его прочтения я не спал всю ночь - ходил по своему лондонскому особняку, пел песни, курил любимые сигареты "Вавель" и пил коньяк "Шустов". Господи, как был прав Витька Резун-Суворов (мой однокашник по Щукинскому театральному училищу)! Сталин действительно готовился захватить Европу, и именно Сталин привел к власти Гитлера! Вот полный текст данного документа:
"Постановление сессии ЦИК СССР от 28 января 1933 года. "Об установлении нормативов и правил по вспашке пахотных земель СССР"
"Товарищ Сталин в своей работе "Головокружение от успехов" ясно указал, что вспашка земли, это основная операция в социалистическом сельском хозяйстве, и от правильности ее выполнения зависит размер получаемого урожая. Однако, несмотря на его четкие и директивные указания, в колхозах и совхозах СССР, а также в сельскохозяйственных научных и учебных заведениях, продолжается работа различных троцкистских и белогвардейских вредительских элементов, финансируемых английской империалистической буржуазией по подрыву благосостояния нашей социалистической Родины. Усилиями вышеперечисленных подрывных элементов в практику многих колхозов и совхозов введена установка на мелкую глубину вспашки земель, вследствие чего происходит засорение почвы сорняками и снижение сельско-хозяйственного урожая. В целях борьбы с вредительскими элементами, а также повышения урожайности сельско-хозяйственных культур, постановили:
-- Установить глубину вспашки земель, на всей территории СССР в 400 мм.
-- Нарушителей установленных данным постановлением нормативов вспашки привлекать к уголовной ответственности,
-- Основную глубокую вспашку под озимые в европейской части Советского союза производить рано весной.
-- Основную глубокую вспашку под яровые в европейской части Советского союза производить осенью.
-- Азимутальное направление борозд при всех видах вспашки в европейской части Советского союза согласовывать командованием Военных округов, на территории которых находятся колхозы и совхозы.
-- Данное постановление вступает в силу с момента его публикования.
28 января 1933 года Москва, Кремль.
Сталин."
Вы спросите причем здесь вспашка земли и поражение Вермахта? Как Вы думаете, какая самая главная характеристика у танка? Если вы считаете что толщина брони или калибр орудия или начальная скорость орудия, то вы заблуждаетесь, и идете по тому же пути, по которому пятнадцать лет блуждал я, читая десятки тысяч архивных документов! Самая главная характеристика у танка это - клиренс. Клиренс - это расстояние от земли до днища танка. И именно клиренс определяет проходимость танка по пересеченной местности. Чем меньше клиренс у танка, тем более он становится уязвимым! Ниже в таблице приведены характеристики основных доблестных танков Вермахта, применявшихся на полях сражений Второй мировой войны. Танки и САУ в данной таблице расположены в порядке возрастания, так, как их эффективность на полях сражений оценивали сами немецкие танкисты Вермахта:
Наименование Клиренс, мм
PzKmpw I 295
PzKmpw II 340
35 (t) 350
PzKmpw III 385
38 (t) 400
PzKmpw IV 400
PzKmpw V 400
"Hetzer" 420
PzKmpw VI 430
"Фердинанд" ("Элефант") 480
"Jagdtiger" 480
PzKmpw VI II 485
"Jagdpanther" 560
Если вы знакомы с историей танковых соединений Вермахта, то вы обратили внимание, что список эффективности танков и САУ танкового парка Третьего Рейха, составленный теми, кто применял эти танки в бою, совпадает и с временем их нахождения на вооружении панцергренадерских дивизий и с размером клиренса! Первыми с вооружения были сняты и признаны устаревшими именно танки и САУ с малой величиной клиренса - PzKmpw I, PzKmpw II. Чешский же 38 (t) продержался в первой линии дольше немецкого PzKmpw III, и даже послужил основой для создания САУ"Hetzer" с большей величиной клиренса, которая, как признают сами немецкие танкисты была лучше прославленной "Пантеры"
У русских большевиков мы наблюдаем ту же картину:
Наименование Клиренс, мм
Т-40 300
Т-60 300
Т-70 300
Т-80 300
Т-26 330
БТ 350
Т-50 350
Т-34 400
КВ-2 407
ИС-2 420
Т-44 425
КВ-1 430
ИС-3 435
Обратите внимание, что танки Т-26 и БТ, имели больший клиренс, чем танки выпущенные позднее - Т-40, Т-60, Т-70, Т-80! Именно поэтому большевики оставили их на вооружении и применили в 1945 году для войны с Японией. Вы наверное спросите, а как же ИС-2 и КВ? Ведь у ИС-2 меньше клиренс, чем у более старого КВ! Правильно! Именно поэтому в 1944 году, маршал Мерецков выпросил у Сталина для проведения операции в Карелии не ИС-2, а КВ! Сам же ИС-2, как известно, оказался неудачным, и менее, чем через полгода, большевики заменили его на ИС-3 с большим клиренсом.
Наверняка Вы спросите, а причем здесь потери танков от огня большевистского оружия и глубина вспашки почвы? Скажите, Вам доводилось наблюдать, как автомобили вязнут в грязи на пересеченной местности? Вероятнее всего нет, ибо в Англии нет грязи. А мне, во время моих поездок в нынешнюю Россию, доводилось видеть очень часто. Но, поскольку грязи в Англии нет, то я попробую пояснить своим английским читателям на другом примере - примере "дорожного полицейского". Казалось бы, что в нем такого - маленький продольный бугорок высотой два дюйма, а как значительно влияет он на скорость движения! Но ведь танки, таким бугорком не остановишь! Правильно. Если бугорок в два дюйма, то нет, а если он высотой в шестнадцать дюймов - 400 мм? И если он не один, а их несколько тысяч? Понятно, что танк сможет преодолеть и такое препятствие, но при этом ему придется значительно снизить скорость, то есть он дольше будет находиться на прицеле у вражеских артиллеристов! При этом эффективность его ответного огня сильно падает, так как танк при движении по этим буграм, то клюет носом вниз, то наоборот его нос подбрасывает вверх - и соответственно, никакой прицельный огонь вести невозможно! Теперь поняли? Гигантский "дорожный полицейский"!
А теперь представьте себя на месте обороняющихся большевиков, которых от войск вермахта отделяет широкое поле. Как правильно вспахать данное поле, чтобы оно затруднило движение вермахта - вдоль или поперек? "Конечно же поперек!" - воскликните вы, ведь я только что объяснил вам принцип останавливающего действия глубокой вспашки земли. Я тоже так думал по началу, но изучив во время командировок в Россию места боев на Восточном фронте, понял, что на этом подлое коварство большевиков не заканчивается. Вы не поверите читатель, но они пахали вдоль!
"Какие тупые эти большевики!" - воскликните Вы и будете не правы. Я тоже поначалу не мог понять, почему Сталин приказал пахать вдоль направления вероятного движения противника, а потом разобрался, и понял, что это утонченная азиатская хитрость безжалостного Сталина. Представьте себе, что "дорожные полицейские лежат вдоль вашего движения. Что произойдет? "Будем ехать по прямой, как по железной дороге" - наверняка ответите вы, и снова ошибетесь. Ведь мы забыли про клиренс! Танк с клиренсом, меньшем, чем глубина вспашки почвы - с разгону заскочит на такое поле, а затем застынет неподвижно - ведь его днище окажется на рядах борозд, а гусеницы перестанут доставать до земли! "Но ведь вермахт наступал и в 1941, и в 1942, и в 1943!" - скажете Вы. Правильно, наступал. Но как? Для того, чтобы преодолеть такое вспаханное поле, немецким танкистам приходилось пересекать его зигзагами, под углом не менее 45 градусов к направлению борозд, так как при меньшей величине угла, резко увеличивается опасность, соскальзывания в эти борозды и посадки на днище. А что происходит, когда танк идет зигзагом? Во-первых, он попеременно подставляет свои борта с более тонким бронированием, во-вторых, увеличивается его видимая противнику площадь - проекция цели, то есть противнику легче целиться по более крупной мишени, и в третьих, танк при движении швыряет не только вверх-вниз, но и вправо-влево - делая практически абсолютно невозможным ведение прицельного огня по противнику (тут, для моих читателей-англичан можно привести морскую аналогию - при движении поперек борозд танк испытывает, как бы килевую качку, а при движением под углом к бороздам, к ней добавляется еще и бортовая.)
А как же танки с большим клиренсом? К сожалению, у Вермахта в 1941 году не было танков с клиренсом, превышающим глубину вспашки земель в СССР, единственными эффективными боевыми машинами оказались PzKmpw IV и 38 (t), у которых клиренс был равен глубине большевистской вспашке земель, да и то эти танки из-за узких гусениц и отсутствия наклонной брони оказались не столь эффективны на вспаханных полях, как хотелось бы. "А причем здесь наклон брони и глубина вспашки почвы?" - зададут вопрос пытливые читатели. Поскольку я пишу для английских читателей - древнейшей морской нации в мире, то вы поймете меня сразу. Вы наверное обратили внимание, что у большевистского танка Т-34, наклонным является не только верхний лобовой лист брони, но и нижний - и носовая часть Т-34, чем-то напоминает нос морского корабля. Именно благодаря наклону нижнего броневого листа, большевистский танк получает преимущество перед германским PzKmpw IV - при движении вдоль борозд он скользит днищем по пашне как глиссер, а носовая часть германского PzKmpw IV (или 38 (t) ) с прямым лобовым листом брони, начинает работать как нож бульдозера, сгребая перед собой землю и затрудняя движение танка. В некоторых случаях (когда поле было очень большим) PzKmpw IV (или 38(t)) даже останавливались, ибо их двигателю не хватало мощности, чтобы сдвинуть образовавшуюся за время движения кучу земли. К счастью, германские конструкторы учли, опыт боев с большевиками, и на новых разрабатываемых танках и САУ клиренс был значительно увеличен - сделан больше глубины вспашки земли большевиками. Исключением из этого списка является танк PzKmpw V "Пантера" с клиренсом в 400 мм. Но у PzKmpw V "Пантера" было применено наклонное бронирование по аналогии большевистского Т-34 и она имела такой же "глиссерский нос", как и танк большевиков.
Пытливый читатель, конечно же задаст вопрос - чем объяснить ошеломляющие успехи вермахта в июне 1941 года, когда за неделю боев было уничтожено почти две трети большевистских танков, и взято в плен несколько армий? Причина этого, мой читатель кроется в пакте Молотова-Риббентропа, точнее в закрытом протоколе к нему, где большевистский Сталин и нацистский Гитлер произвели раздел Польши, и маленьких, но очень доблестных государств Прибалтики. В результате этого раздела, к территории большевистского СССР в 1939-1940 годах были присоединены значительные территории. К счастью для вермахта, большевики не успели внедрить и применить на приобретенных территориях требования Постановления сессии ЦИК СССР от 28 января 1933 года. "Об установлении нормативов и правил по вспашке пахотных земель СССР", а также требования Постановления сессии ЦИК СССР от 30 января 1933 года "Об укреплении колхозов", один из пунктов которого гласил:
"Производственный план и практическая работа МТС впредь должны предусматривать по каждому из обслуживаемых МТС колхозов проведение необходимых мероприятий по уничтожению сорняков, по очистке и протравливанию семян, по обеспечению необходимой глубины вспашки (выделено мною)на засоренных землях".
Почему не успели? Все очень просто - для глубокой вспашки необходимы колхозы и совхозы, руководство которых контролирует выполнение требований ЦИК СССР, а также МТС, которые обеспечивают большевистских крестьян необходимой техникой. Ни того, ни другого большевики создать не успели - им не хватило времени на проведению коллективизации на новых территориях (раньше на них преобладало единоличное земледелие, и основным тягловым средством для вспашки служила либо лошадь, либо вол - а для проведения глубокой вспашки необходимы мощные трактора.)
К этому следует добавить ошибку большевистских генералов, сосредоточивших свои войска в приграничных территориях - то есть там, где технология глубокой вспашки не была внедрена. Поэтому первые победы доблестному Вермахту дались достаточно легко и он разгромил две трети большевистских армий. Но вот дальше дела пошли наперекосяк - Вермахт пересек старую границу большевистского СССР. Оставшаяся треть большевистских армий, сумела снизить темпы наступления германских армий в несколько раз! Ниже я привожу таблицу процентного соотношения повреждений германских танков за 8 дней июня 1941 года и за первые 8 дней июля 1941 года (когда германские армии пересекли старую границу СССР). Таблица составлена по данным генерал-квартирмейстера ОКВ:
Лоб Борт Корма
22.06.1941 - 30.06.1941.
75 % 20% 5%
1.07.1941 - 8.07.1941
20% 60% 20%
Как мы видим из данной таблицы, характер повреждений германских танков резко изменился. И это не удивительно, ведь им пришлось подставлять свои борта, маневрируя на полях глубокой вспашки. Тут я должен заметить, что изменился не только характер повреждений, но и их количество. И затрону при этом, не очень любимую нынешними историками тему французских трофейных танков. К сожалению, 4000 трофейных французских танков, примененных летом 1941 года на Восточном фронте не оправдали возложенных на них надежд. Действуя в составе отдельных разведывательных, вспомогательных и транспортных батальонов с составе пехотных дивизий, они конечно же внесли свой вклад в успехи первой недели войны, но затем, при переходе старой границы СССР оказались бабочками-однодневками. И если в первую неделю войны их было потеряно примерно 20% от первоначального количества, то за первую неделю июля 1941 года, были потеряны 70%! Единственное место, где французские танки сумели достичь хоть какого-то успеха - это действия в Крыму - при прорыве укреплений Перекопа, да и то, из примерно 500 танков участвовавших в тех боях - примерно 150 было потеряно при преодолении противотанкового рва, и 120 уничтожено большевистской артиллерией и авиацией. Оставшиеся 300 машин, помогли дивизиям вермахта достичь Севастополя, потеряв при этом только 70 машин - но данный успех был обусловлен тем, что засушливый климат Северного Крыма, исключает возможность земледелия, и глубокая вспашка земель там не применяется. Зато применяется на Южном берегу Крыма - и в частности в окрестностях Севастополя. Поэтому при штурме Севастополя, подразделения, укомплектованные французскими танками теряли в каждой атаке до 74-77% участвующих машин. Аналогичное можно сказать и про применение французских танков под Ленинградом и Москвой - оказавшись на глубокой пашне, танки теряли в атаках до 73-86% машин. Последнее массовое применение танков на Восточном фронте было осуществлено в июле 1943 года. Сделано это было скорее от безысходности, ибо несмотря на усилия германской промышленности, полностью укомплектовать танковые и пехотные дивизии вермахта новыми машинами не удалось. Из 400 примененных под Курском танков, в первый же день сражения было потеряно 60-75%, а во второй от 25 до 34%.
В чем же причина неудачных действий французских танков? Таких причин две: во-первых - очень маленький клиренс - от 230 до 270 мм - ниже, чем у PzKmpw I, во-вторых - одноместные башни у большинства танков, где командир танка помимо своих обязанностей, играл роль заряжающего и наводчика орудия, и при ведении огня по противнику уже не мог контролировать окружающую обстановку. У немецких же танков, уже начиная с PzKmpw II, в башне находятся от двух человек и более, поэтому там командир имеет возможность наблюдать за полем боя и вовремя замечать опасность. Именно эти недостатки и стали причиной ухода французских танков с полей сражений Восточного фронта. Оставшиеся от устроенной бойни использовали после Курской битвы исключительно за пределами СССР - там, где не было полей глубокой вспашки.
Тут я должен, с горькой иронией отметить тот, факт, что первыми во Второй мировой войне, использовали эффект направленности борозд вспашки, именно сами немцы! Все помнят про отчаянную контратаку английских "Матильд", а также про отчаянную атаку французов в 1940 году. В обоих случаях для предотвращения прорыва, Вермахту пришлось использовать, свои знаменитые зенитки 88. Но немногие знают тот факт, что в обоих случаях атакующие немецкие позиции танкисты, стали жертвой направленности борозд вспаханного поля! Во Франции глубина вспашки полей составляет от 80 до 150 мм - меньше величины клиренса французских и английских танков. Но попав на вспаханное поле англичане и французы меняли вектор направленности своего движения, и начинали двигать вдоль борозд поля, атакуя позиции вермахта не напрямую, а под углом, и тем самым подставляя менее бронированные борта своих машин немецким орудиям. Делали они это не по причине того, что не могли двигаться напрямую, а по причине того, что психологически легче ехать по "колее" образованной бороздами на поле, да и ошибочно считали, что полученная при удлинении маршрута возможность вести прицельный огонь даст им значительное преимущество. Однако это же удлинение маршрута дало больше времени артиллеристам Вермахта, да и стрелять по цели большей проекции оказалось легче. К сожалению, тогда в 1940 году, в вермахте не поняли причин своей победы, списав все ее лавры на зенитку 88 и ее великолепные качества. Да, это великолепное орудие, но если бы не поворот британских и французских танкистов с целью попасть в "колею" - все могло сложиться иначе.
http://samlib.ru/t/tonina_o_i/panzer_vermaxt_01.shtml - продолжение здесь
Товарищ Баграт Саруханов прислал забавную ссылку на труд в стиле Исаевской нетленки "Кочегар с паровоза Великая Финляндия".
Некий Лев Натанович Лопуховский в лучших традициях Резуна разоблачает причины высоких потерь вермахта в танках на Восточном Фронте.
Основной причиной этих потерь называется коварная методика вспахивания борозды, которая превращала колхозные поля в мощные противотанковые рубежи.
И ведь все логично, можно предъявить к автору те или иные претензии, но в ГЛАВНОМ ТО ОН ПРАВ!
Лев Натанович Лопуховский
Поперек борозды. О причинах высоких танковых потерь Вермахта на Восточном фронте в 1941-1944 годах.
Перевод с английского. Статья известного танкового теоретика, британского бригадного генерала Льва Натановича Лопуховского, автора известной монографии "Прохоровка без грифа секретности". Статья написана легким доступным языком и рассчитана на массового демократического читателя.
Когда я начал заниматься исследованием причин поражения доблестного Вермахта на Восточном фронте в войне против большевиков, я прочитал свыше тридцати тысяч архивных документов, но так и не смог найти внятного объяснения этому феномену. Вроде у вермахта все было лучше - и танки, и люди, и организация взаимодействия с пехотой и авиацией, и организация ремонта поврежденной техники - и не смотря на это, доблестные белокурые арийские рыцари понесли серьезные потери от азиатских орд большевиков и в итоге проиграли войну. И ведь сама война показала, что дело не в количестве тех же танков - сколько бы их не построили - проку без толковых танкистов не будет!
Так наверное и осталась бы это тайной за семью печатями, если бы не случай, если бы не просьба, моего лондонского соседа - Бориса Абрамовича Березовского. Борис Абрамович, попросил меня, помочь своему старому другу по сталинскому лагерю - известному писателю с мировым именем, лауреату Нобелевской премии - Александру Солженицину в сборе материала, на новую книгу "Архипелаг ГУЛАГ-2". Я с большой радостью откликнулся на эту просьбу - и вскоре уже подключился к работе с большевистскими архивами, вывезенными в Лондон в 1991 году, патриотами российско-американского общества "Мемориал". Среди просматриваемых мной материалов о сталинских репрессиях, мне попалось дело Тушинской Доры Абрамовны (1876 -1933) - известного специалиста в области сельского хозяйства (профессора почвоведения, почетного члена Кембриджского университета, декана кафедры почвоведения Оксфордского университета). Она была в числе тех многих и многих сотен миллионов россиян, репрессированных палачами Сталина, по ложному обвинению в "очередном вредительстве".
Тут я должен пояснить читателю, что с приходом к власти в СССР Сталина, в НКВД было создано специальное семнадцатое управление, численностью примерно триста сорок семь человек, в задачу сотрудников которого входило сочинение разных "очередных вредительств", которые потом в массовом порядке применяли к гражданам России. Так сказать массовый конвейер репрессий - одни придумывают очередное ложное обвинение, другие бегут и арестовывают всех подряд, пока идут аресты - сотрудники семнадцатого управления придумывают новые причины для массовых арестов - и так продолжалось до самой смерти Сталина. Делом Тушинской Доры Абрамовны, я заинтересовался особо, ибо речь шла о родной бабушке, известной правозащитницы Валерии Ильиничны Новодворской. Кстати, память о Доре Абрамовне Тушинской, удалось увековечить еще во времена "хрущевской оттепели" - в 1958 году, сразу же за разоблачением культа личности Сталина, одна из станций Московского метро - "Космодемьянская" - названная в честь какой-то там очередной приспешницы сталинского режима, была переименована в станцию метро "Тушинская".
В деле Доры Абрамовны, зверски замученной сталинскими палачами, фигурировал один странный документ, который лег в основу всего обвинения. Документ назывался: "Постановление сессии ЦИК СССР от 28 января 1933 года." Ясное дело, что я тут же сделал запрос в лондонский архив, и через несколько часов уже держал в руках ксерокопию этого документа, сыгравшего роковую роль в судьбе Доры Абрамовны. После его прочтения я не спал всю ночь - ходил по своему лондонскому особняку, пел песни, курил любимые сигареты "Вавель" и пил коньяк "Шустов". Господи, как был прав Витька Резун-Суворов (мой однокашник по Щукинскому театральному училищу)! Сталин действительно готовился захватить Европу, и именно Сталин привел к власти Гитлера! Вот полный текст данного документа:
"Постановление сессии ЦИК СССР от 28 января 1933 года. "Об установлении нормативов и правил по вспашке пахотных земель СССР"
"Товарищ Сталин в своей работе "Головокружение от успехов" ясно указал, что вспашка земли, это основная операция в социалистическом сельском хозяйстве, и от правильности ее выполнения зависит размер получаемого урожая. Однако, несмотря на его четкие и директивные указания, в колхозах и совхозах СССР, а также в сельскохозяйственных научных и учебных заведениях, продолжается работа различных троцкистских и белогвардейских вредительских элементов, финансируемых английской империалистической буржуазией по подрыву благосостояния нашей социалистической Родины. Усилиями вышеперечисленных подрывных элементов в практику многих колхозов и совхозов введена установка на мелкую глубину вспашки земель, вследствие чего происходит засорение почвы сорняками и снижение сельско-хозяйственного урожая. В целях борьбы с вредительскими элементами, а также повышения урожайности сельско-хозяйственных культур, постановили:
-- Установить глубину вспашки земель, на всей территории СССР в 400 мм.
-- Нарушителей установленных данным постановлением нормативов вспашки привлекать к уголовной ответственности,
-- Основную глубокую вспашку под озимые в европейской части Советского союза производить рано весной.
-- Основную глубокую вспашку под яровые в европейской части Советского союза производить осенью.
-- Азимутальное направление борозд при всех видах вспашки в европейской части Советского союза согласовывать командованием Военных округов, на территории которых находятся колхозы и совхозы.
-- Данное постановление вступает в силу с момента его публикования.
28 января 1933 года Москва, Кремль.
Сталин."
Вы спросите причем здесь вспашка земли и поражение Вермахта? Как Вы думаете, какая самая главная характеристика у танка? Если вы считаете что толщина брони или калибр орудия или начальная скорость орудия, то вы заблуждаетесь, и идете по тому же пути, по которому пятнадцать лет блуждал я, читая десятки тысяч архивных документов! Самая главная характеристика у танка это - клиренс. Клиренс - это расстояние от земли до днища танка. И именно клиренс определяет проходимость танка по пересеченной местности. Чем меньше клиренс у танка, тем более он становится уязвимым! Ниже в таблице приведены характеристики основных доблестных танков Вермахта, применявшихся на полях сражений Второй мировой войны. Танки и САУ в данной таблице расположены в порядке возрастания, так, как их эффективность на полях сражений оценивали сами немецкие танкисты Вермахта:
Наименование Клиренс, мм
PzKmpw I 295
PzKmpw II 340
35 (t) 350
PzKmpw III 385
38 (t) 400
PzKmpw IV 400
PzKmpw V 400
"Hetzer" 420
PzKmpw VI 430
"Фердинанд" ("Элефант") 480
"Jagdtiger" 480
PzKmpw VI II 485
"Jagdpanther" 560
Если вы знакомы с историей танковых соединений Вермахта, то вы обратили внимание, что список эффективности танков и САУ танкового парка Третьего Рейха, составленный теми, кто применял эти танки в бою, совпадает и с временем их нахождения на вооружении панцергренадерских дивизий и с размером клиренса! Первыми с вооружения были сняты и признаны устаревшими именно танки и САУ с малой величиной клиренса - PzKmpw I, PzKmpw II. Чешский же 38 (t) продержался в первой линии дольше немецкого PzKmpw III, и даже послужил основой для создания САУ"Hetzer" с большей величиной клиренса, которая, как признают сами немецкие танкисты была лучше прославленной "Пантеры"
У русских большевиков мы наблюдаем ту же картину:
Наименование Клиренс, мм
Т-40 300
Т-60 300
Т-70 300
Т-80 300
Т-26 330
БТ 350
Т-50 350
Т-34 400
КВ-2 407
ИС-2 420
Т-44 425
КВ-1 430
ИС-3 435
Обратите внимание, что танки Т-26 и БТ, имели больший клиренс, чем танки выпущенные позднее - Т-40, Т-60, Т-70, Т-80! Именно поэтому большевики оставили их на вооружении и применили в 1945 году для войны с Японией. Вы наверное спросите, а как же ИС-2 и КВ? Ведь у ИС-2 меньше клиренс, чем у более старого КВ! Правильно! Именно поэтому в 1944 году, маршал Мерецков выпросил у Сталина для проведения операции в Карелии не ИС-2, а КВ! Сам же ИС-2, как известно, оказался неудачным, и менее, чем через полгода, большевики заменили его на ИС-3 с большим клиренсом.
Наверняка Вы спросите, а причем здесь потери танков от огня большевистского оружия и глубина вспашки почвы? Скажите, Вам доводилось наблюдать, как автомобили вязнут в грязи на пересеченной местности? Вероятнее всего нет, ибо в Англии нет грязи. А мне, во время моих поездок в нынешнюю Россию, доводилось видеть очень часто. Но, поскольку грязи в Англии нет, то я попробую пояснить своим английским читателям на другом примере - примере "дорожного полицейского". Казалось бы, что в нем такого - маленький продольный бугорок высотой два дюйма, а как значительно влияет он на скорость движения! Но ведь танки, таким бугорком не остановишь! Правильно. Если бугорок в два дюйма, то нет, а если он высотой в шестнадцать дюймов - 400 мм? И если он не один, а их несколько тысяч? Понятно, что танк сможет преодолеть и такое препятствие, но при этом ему придется значительно снизить скорость, то есть он дольше будет находиться на прицеле у вражеских артиллеристов! При этом эффективность его ответного огня сильно падает, так как танк при движении по этим буграм, то клюет носом вниз, то наоборот его нос подбрасывает вверх - и соответственно, никакой прицельный огонь вести невозможно! Теперь поняли? Гигантский "дорожный полицейский"!
А теперь представьте себя на месте обороняющихся большевиков, которых от войск вермахта отделяет широкое поле. Как правильно вспахать данное поле, чтобы оно затруднило движение вермахта - вдоль или поперек? "Конечно же поперек!" - воскликните вы, ведь я только что объяснил вам принцип останавливающего действия глубокой вспашки земли. Я тоже так думал по началу, но изучив во время командировок в Россию места боев на Восточном фронте, понял, что на этом подлое коварство большевиков не заканчивается. Вы не поверите читатель, но они пахали вдоль!
"Какие тупые эти большевики!" - воскликните Вы и будете не правы. Я тоже поначалу не мог понять, почему Сталин приказал пахать вдоль направления вероятного движения противника, а потом разобрался, и понял, что это утонченная азиатская хитрость безжалостного Сталина. Представьте себе, что "дорожные полицейские лежат вдоль вашего движения. Что произойдет? "Будем ехать по прямой, как по железной дороге" - наверняка ответите вы, и снова ошибетесь. Ведь мы забыли про клиренс! Танк с клиренсом, меньшем, чем глубина вспашки почвы - с разгону заскочит на такое поле, а затем застынет неподвижно - ведь его днище окажется на рядах борозд, а гусеницы перестанут доставать до земли! "Но ведь вермахт наступал и в 1941, и в 1942, и в 1943!" - скажете Вы. Правильно, наступал. Но как? Для того, чтобы преодолеть такое вспаханное поле, немецким танкистам приходилось пересекать его зигзагами, под углом не менее 45 градусов к направлению борозд, так как при меньшей величине угла, резко увеличивается опасность, соскальзывания в эти борозды и посадки на днище. А что происходит, когда танк идет зигзагом? Во-первых, он попеременно подставляет свои борта с более тонким бронированием, во-вторых, увеличивается его видимая противнику площадь - проекция цели, то есть противнику легче целиться по более крупной мишени, и в третьих, танк при движении швыряет не только вверх-вниз, но и вправо-влево - делая практически абсолютно невозможным ведение прицельного огня по противнику (тут, для моих читателей-англичан можно привести морскую аналогию - при движении поперек борозд танк испытывает, как бы килевую качку, а при движением под углом к бороздам, к ней добавляется еще и бортовая.)
А как же танки с большим клиренсом? К сожалению, у Вермахта в 1941 году не было танков с клиренсом, превышающим глубину вспашки земель в СССР, единственными эффективными боевыми машинами оказались PzKmpw IV и 38 (t), у которых клиренс был равен глубине большевистской вспашке земель, да и то эти танки из-за узких гусениц и отсутствия наклонной брони оказались не столь эффективны на вспаханных полях, как хотелось бы. "А причем здесь наклон брони и глубина вспашки почвы?" - зададут вопрос пытливые читатели. Поскольку я пишу для английских читателей - древнейшей морской нации в мире, то вы поймете меня сразу. Вы наверное обратили внимание, что у большевистского танка Т-34, наклонным является не только верхний лобовой лист брони, но и нижний - и носовая часть Т-34, чем-то напоминает нос морского корабля. Именно благодаря наклону нижнего броневого листа, большевистский танк получает преимущество перед германским PzKmpw IV - при движении вдоль борозд он скользит днищем по пашне как глиссер, а носовая часть германского PzKmpw IV (или 38 (t) ) с прямым лобовым листом брони, начинает работать как нож бульдозера, сгребая перед собой землю и затрудняя движение танка. В некоторых случаях (когда поле было очень большим) PzKmpw IV (или 38(t)) даже останавливались, ибо их двигателю не хватало мощности, чтобы сдвинуть образовавшуюся за время движения кучу земли. К счастью, германские конструкторы учли, опыт боев с большевиками, и на новых разрабатываемых танках и САУ клиренс был значительно увеличен - сделан больше глубины вспашки земли большевиками. Исключением из этого списка является танк PzKmpw V "Пантера" с клиренсом в 400 мм. Но у PzKmpw V "Пантера" было применено наклонное бронирование по аналогии большевистского Т-34 и она имела такой же "глиссерский нос", как и танк большевиков.
Пытливый читатель, конечно же задаст вопрос - чем объяснить ошеломляющие успехи вермахта в июне 1941 года, когда за неделю боев было уничтожено почти две трети большевистских танков, и взято в плен несколько армий? Причина этого, мой читатель кроется в пакте Молотова-Риббентропа, точнее в закрытом протоколе к нему, где большевистский Сталин и нацистский Гитлер произвели раздел Польши, и маленьких, но очень доблестных государств Прибалтики. В результате этого раздела, к территории большевистского СССР в 1939-1940 годах были присоединены значительные территории. К счастью для вермахта, большевики не успели внедрить и применить на приобретенных территориях требования Постановления сессии ЦИК СССР от 28 января 1933 года. "Об установлении нормативов и правил по вспашке пахотных земель СССР", а также требования Постановления сессии ЦИК СССР от 30 января 1933 года "Об укреплении колхозов", один из пунктов которого гласил:
"Производственный план и практическая работа МТС впредь должны предусматривать по каждому из обслуживаемых МТС колхозов проведение необходимых мероприятий по уничтожению сорняков, по очистке и протравливанию семян, по обеспечению необходимой глубины вспашки (выделено мною)на засоренных землях".
Почему не успели? Все очень просто - для глубокой вспашки необходимы колхозы и совхозы, руководство которых контролирует выполнение требований ЦИК СССР, а также МТС, которые обеспечивают большевистских крестьян необходимой техникой. Ни того, ни другого большевики создать не успели - им не хватило времени на проведению коллективизации на новых территориях (раньше на них преобладало единоличное земледелие, и основным тягловым средством для вспашки служила либо лошадь, либо вол - а для проведения глубокой вспашки необходимы мощные трактора.)
К этому следует добавить ошибку большевистских генералов, сосредоточивших свои войска в приграничных территориях - то есть там, где технология глубокой вспашки не была внедрена. Поэтому первые победы доблестному Вермахту дались достаточно легко и он разгромил две трети большевистских армий. Но вот дальше дела пошли наперекосяк - Вермахт пересек старую границу большевистского СССР. Оставшаяся треть большевистских армий, сумела снизить темпы наступления германских армий в несколько раз! Ниже я привожу таблицу процентного соотношения повреждений германских танков за 8 дней июня 1941 года и за первые 8 дней июля 1941 года (когда германские армии пересекли старую границу СССР). Таблица составлена по данным генерал-квартирмейстера ОКВ:
Лоб Борт Корма
22.06.1941 - 30.06.1941.
75 % 20% 5%
1.07.1941 - 8.07.1941
20% 60% 20%
Как мы видим из данной таблицы, характер повреждений германских танков резко изменился. И это не удивительно, ведь им пришлось подставлять свои борта, маневрируя на полях глубокой вспашки. Тут я должен заметить, что изменился не только характер повреждений, но и их количество. И затрону при этом, не очень любимую нынешними историками тему французских трофейных танков. К сожалению, 4000 трофейных французских танков, примененных летом 1941 года на Восточном фронте не оправдали возложенных на них надежд. Действуя в составе отдельных разведывательных, вспомогательных и транспортных батальонов с составе пехотных дивизий, они конечно же внесли свой вклад в успехи первой недели войны, но затем, при переходе старой границы СССР оказались бабочками-однодневками. И если в первую неделю войны их было потеряно примерно 20% от первоначального количества, то за первую неделю июля 1941 года, были потеряны 70%! Единственное место, где французские танки сумели достичь хоть какого-то успеха - это действия в Крыму - при прорыве укреплений Перекопа, да и то, из примерно 500 танков участвовавших в тех боях - примерно 150 было потеряно при преодолении противотанкового рва, и 120 уничтожено большевистской артиллерией и авиацией. Оставшиеся 300 машин, помогли дивизиям вермахта достичь Севастополя, потеряв при этом только 70 машин - но данный успех был обусловлен тем, что засушливый климат Северного Крыма, исключает возможность земледелия, и глубокая вспашка земель там не применяется. Зато применяется на Южном берегу Крыма - и в частности в окрестностях Севастополя. Поэтому при штурме Севастополя, подразделения, укомплектованные французскими танками теряли в каждой атаке до 74-77% участвующих машин. Аналогичное можно сказать и про применение французских танков под Ленинградом и Москвой - оказавшись на глубокой пашне, танки теряли в атаках до 73-86% машин. Последнее массовое применение танков на Восточном фронте было осуществлено в июле 1943 года. Сделано это было скорее от безысходности, ибо несмотря на усилия германской промышленности, полностью укомплектовать танковые и пехотные дивизии вермахта новыми машинами не удалось. Из 400 примененных под Курском танков, в первый же день сражения было потеряно 60-75%, а во второй от 25 до 34%.
В чем же причина неудачных действий французских танков? Таких причин две: во-первых - очень маленький клиренс - от 230 до 270 мм - ниже, чем у PzKmpw I, во-вторых - одноместные башни у большинства танков, где командир танка помимо своих обязанностей, играл роль заряжающего и наводчика орудия, и при ведении огня по противнику уже не мог контролировать окружающую обстановку. У немецких же танков, уже начиная с PzKmpw II, в башне находятся от двух человек и более, поэтому там командир имеет возможность наблюдать за полем боя и вовремя замечать опасность. Именно эти недостатки и стали причиной ухода французских танков с полей сражений Восточного фронта. Оставшиеся от устроенной бойни использовали после Курской битвы исключительно за пределами СССР - там, где не было полей глубокой вспашки.
Тут я должен, с горькой иронией отметить тот, факт, что первыми во Второй мировой войне, использовали эффект направленности борозд вспашки, именно сами немцы! Все помнят про отчаянную контратаку английских "Матильд", а также про отчаянную атаку французов в 1940 году. В обоих случаях для предотвращения прорыва, Вермахту пришлось использовать, свои знаменитые зенитки 88. Но немногие знают тот факт, что в обоих случаях атакующие немецкие позиции танкисты, стали жертвой направленности борозд вспаханного поля! Во Франции глубина вспашки полей составляет от 80 до 150 мм - меньше величины клиренса французских и английских танков. Но попав на вспаханное поле англичане и французы меняли вектор направленности своего движения, и начинали двигать вдоль борозд поля, атакуя позиции вермахта не напрямую, а под углом, и тем самым подставляя менее бронированные борта своих машин немецким орудиям. Делали они это не по причине того, что не могли двигаться напрямую, а по причине того, что психологически легче ехать по "колее" образованной бороздами на поле, да и ошибочно считали, что полученная при удлинении маршрута возможность вести прицельный огонь даст им значительное преимущество. Однако это же удлинение маршрута дало больше времени артиллеристам Вермахта, да и стрелять по цели большей проекции оказалось легче. К сожалению, тогда в 1940 году, в вермахте не поняли причин своей победы, списав все ее лавры на зенитку 88 и ее великолепные качества. Да, это великолепное орудие, но если бы не поворот британских и французских танкистов с целью попасть в "колею" - все могло сложиться иначе.
http://samlib.ru/t/tonina_o_i/panzer_vermaxt_01.shtml - продолжение здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий