воскресенье, 26 февраля 2012 г.

"Загадка черного принца". К-324, ССВ-506 и "как всё было на самом деле".

Вокруг фильма "Загадка черного принца" крутилось много прибрежной пены.

На снимке: К-324, ССВ-506 "Находка", эм USS Peterson ( DD-969 )



Я решил опубликовать рассказ, которым со мной любезно поделился непосредственный участник событий - к3р Александр Воробьев :
Первый раз посмотрел в интернете фильм "Загадка черного принца" 22 февраля 2012 года, спустя 28 лет после этого события, непосредственным участником которого я являлся.
В то время я был кап. 3-го ранга и находился на борту ССВ-506 в качестве наставника командира БЧ-4 (лейтенанта из студентов). Одновременно имея образование радиоразведчика (окончил Академию Связи, факультет радиоразведки, группа КГБ), консультировал по вопросам разведки командира ССВ-506 кап.3-го ранга Л. Шутова.
Я крайне удивлен выдумками автора фильма, который свалил в кучу все противоречивые события 1983 года, а особенно "геройством" командира К-324.

С 23 по 28 октября 1983 года мы находились в Гаване с задачей пополнения запасов и отдыха экипажа. События в Гренаде начались 25 октября, а 27 октября все было закончено. Фидель Кастро объявил в стране чрезвычайное положение и привел ВС в повышенную БГ, но на этом все закончилось, возможно по совету Москвы.
Аэродром в Гренаде строили по проекту Англичан, а рабочие были в основном кубинцы, которые и оказали достойное сопротивление, но силы были не равны.Длина взлетной полосы аэродрома не позволяла принимать стратегические бомбардировщики СССР.
Полагаю, что эти события никак не связаны с выходом К-324 на БС. Сам кап.2-го ранга Терехин заявил, что ему поставлена задача разведки системы гидроакустики ВМС США. С этой задачей К-324 справилась успешно, вывела из строя гидроакустику американского корабля.
29 октября мы вышли из Гаваны и направились в район Норфолка, где должна произойти смена с нашим разведкораблем, кажется ССВ-501. Мы не встретились с кораблем и не смогли получить весточки с Родины, а на это время мы были в море более 6 месяцев. Нам приказали полным ходом следовать в точку аварии К-324. Когда до лодки оставалось 40-50 миль я установил УКВ ЗАС связь с лодкой, переговорил с командиром БЧ-4, а потом пригласили на связь своим командиров. Узнав о том, что к-324 намотала на винт кабель-тросс, командир СВ-506 предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, деферентовать лодку и попробывать с помощью газовых резаков убрать кабель. Командир К-324 был назначен, приказом из Москвы, старшим группы,и он согласился с планом, но начало работ перенес на 4 часа позже, ссылаясь на разницу во времени. Вот это обстоятельство и стало решающим так как через 4 часа в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон". Мы доложили об этом факте в Москву, нам приказали прекратить работы и не подпускать эсминец к лодке. Вот и началась карусель вокруг лодки, благо маневренность и скорость ССВ-506 позволяли отжимать эсминец от лодки. Все это продолжалось до подхода второго эсминца ВВС США, далее соревноваться в маневрах было бесмысленно, тем более американцы подняли вертолет и производили фотосъемки лодки. Вскоре мы перехватили радиограмму слудущего содержания:"Современная лодка ВМФ СССР потерпела аварию 200 миль юго-западнее Бермудских островов. ВМС США предоставилась прекрасная возможность по всестороннему изучению ТТХ лодок этого класса". Думаю, что вот эта телеграмма говорит о всех "заслугах" перед Родиной командира К-324 кап. 2-го ранга Терехина.
О погоде. Погода была великолепная, волнение моря 1балл (видно на фото), температура 23-25 град. Никогда на широте 30 град. северной не бывает в конце октября 50 град. жары. Здесь подводники лукавят, стараясь показать как им было тяжело.

Получаем указания следовать в район острова Куба. Лодка должна идти самостоятельно на дополнительном винте, который служит для подруливания при маневрах. Доп. винт позволял идти со скоростью 1-2 узла. Вот тут и началось самое интересное. кап. 2-го ранга Терехин категорически отказался идти на Кубу, так как у него на борту ядерное оружие. Формально он был прав, но приказ есть приказ. Лодка по всей видимости не имела прямой связи с Москвой, кроме одностороннего быстродействия на передачу. Космическая связь в этом районе маловероятна, а КВ связь для К-324 на прием не проходит, поэтому команды шли с ССВ-506, который имел прямую связь с Москвой. В результате повторного приказания лодка взяла курс к берегам Кубы. Командир К-324 утверждает,что на эсминце "Петерсон" был поднят сигнал к высадке десанта. Никаких сигналов подобного рода не было. Захват лодки, чего опасался Терехин, в присутствии советского разведчика ССВ-506-это катастрофа, это война, на что силы ВМС США без решения президента и конгресса не пойдут. Это мы часто нарушали международные правила, сближаясь с авианосцами и лодками ВМС США до недопустимого расстояния, опасно маневрировали чтобы изучить радиотехническое оборудование и сделать фотоснимки до последней заклепки, а еще вовремя поднять документацию о боевой деятельности противника. Американцы не делали секретов о своей боевой подготовке и после приборок выбрасывали за борт целофановые мешки. Мы все это поднимали на борт и находили очень интересные документы, например планы БП 2 флота ВМС США на месяц. А во время ракетных стрельб ПЛАРБ мы вообще не реагировали на команды покинуть район стрельбы. Нам надо было поднять укупорки, которые всплывыали при пуске ракеты. Возможно эти укупорки могли дать информацию о составе твердого топлива ракет, которое американцы начали использовать раньше СССР. Они тоже старались поднять их, но куда там, мы поднимали 80% всех укупорок и доставляли их на базу.
Теперь о возможности приближения иностранной ПЛ с целью снятия гидроакустической станции на конце кабель-тросса. Полагаю, что это абсурдное заявление Терехина. Во-первых возможно станции вообще не было, и сам кабель-тросс мог использоваться в качестве гидроакустической системы аналогично буксируемым связным антеннам типа "ласточка" и "фосфор", используемых на наших атомоходах. Во-вторых К-324 с 3-го ноября двигалась своим ходом и возможность срезать что-то не реально.
Все эти выдумки командира к-324, в том числе и угроза ядерной войны является попыткой оправдать свои безграмотные действия. Ведь очевидно, что К-324 была обнаружена противником и американский корабль вел слежение за лодкой. Сам командир узнал об этом слишком поздно и попытка оторваться от преследования и привела к катастрофе. Возможно Терехин хотел "поднырнуть" под американца и зацепил кабель-тросс.

Второй эсминец ВМС США оставил район и ушел 2-3 ноября. Буксир "Алдан" прибыл 6-7 ноября. При заведении буксирных концов никаких эксцессов и стрельбы по плотикам не было, а вот насчет сигарет "Памир"-это очень интересная история. Команды буксиров "Алдан" и"Агатан", базируясь в Гаване по сути дела были брошенные экипажи. Полуголодные, грязные, без сигарет и бритвенных принадлежностей героически по 1-1,5 года выполняли бесменно поставленные задачи. Только заходящие в Гавану развед.корабли оказывали им помощь дешевыми сигаретамим, мылом, зубной пастой, консервами, мукой и.т.д. А вот уходя в дальний поход командиру к-324 надо было бы подумать о запасе сигарет и "стрелять" у мичмана-командира буксира, и у моряков сигареты-это позор. Моряки с "Алдана" поделились с героями-подводниками последним.
7 ноября 1983 года группа в составе к-324, ССВ-506, м.б. "Алдан" и эм."Петерсон" шла к острову Свободы. Американцы первыми поздравили нас с 66 годовщиной Октябрьской Революции. Никаких мегафонных поздравлений лично Терехину не было. Это очередная выдумка. Если американцы хотят поздравить персонально командира советского корабля то они сбрасывали в воду пенал, в котором находилась большая фотография корабля и поздравление командиру с указанием его звания и фамилии. Так в 1979 году был поздравлен командующим 16 эскадры ПЛАРБ кап.1-го ранга Д. Виноселов-командир ССВ-502. Вечером американцы организовали салют, мы все приняли в этом участие, в т.ч. и К-324.
При подходе к тер. водам Кубы эм."Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. Нас встречали два катера с группой генералов на борту. Старший из них принял доклад кап.3-го ранга Шутова, заявил, что на корабле имеется гидроакустическая станция, поэтому приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и не допустить прорыва вражеских пл. Мы этим и занимались хотя на корабле гидроакустической станции не было.
Срезав легкий корпус, лодка была освобождена от кабель-тросса. Поступило приказание забрать на борт кабель и опять началась мышиная возня. Терехин отказывался отдавать кабель, ссылаясь на то, что он является его алиби. Все-таки кабель (возможна его часть) был загружен на наш борт и был доставлен в Североморск. Наш поход продолжался 8 месяцев, оценка за БС-отлично. После похода я ушел на повышение в штаб СФ.
Наград за БС К-324 не получила. Более того по моим данным командир К-324 был отстранен от должности.


Источники:
Александр Воробьев

Горячие Ручьи > История соединения > раздел ССВ-506: http://www.hotstreams.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=27&topic=46.0

http://azlok.livejournal.com/138294.html


Кстати, третий участник верхнего группового снимка, эм Петерсон уничтожен в качестве мишени 16 февраля 2004 года.
Одна из последних карточек парохода ( 2003 г. )


http://www.navsource.org/archives/05/969.htm

USS Peterson DD-969. Бахрейн.
Декабрь 2001. Операция "Несокрушимая свобода".