воскресенье, 27 января 2013 г.

Советские боевые машины. Самолет-мишень Ла-17ММ

В 1950 году Главком ВВС маршал К.А.Вершинин обратился к С.А.Лавочкину с предложением построить радиоуправляемую мишень для тренировки летчиков. 10 июня вышло постановление правительства о разработке изделия "201" - будущего Ла-17. Особое внимание при создании этого летательного аппарата уделялось снижению его стоимости, ведь "жизнь" машины предполагалась кратковременной - всего один полет. Отказались даже от топливного насоса, сделав вытеснительную систему подачи горючего с помощью воздушного аккумулятора давления. Хвостовое оперение и крыло, набранные из профилей СР-11-12, ради технологичности сделали прямыми. Самыми дорогостоящими составляющими, видимо, были автопилот и аппаратура радиоуправления, для
питания которой применили ветроэлектродвигатель, установленный в носовой части фюзеляжа.






К середине 1970-х годов на полигонах находилось еще довольно много мишеней Ла-17. Хотя они и считались довольно устаревшими, но в ряде случаев использовались по своему прямому назначению. Надежность системы телеуправления оставляла желать лучшего, и нередко радиооборудование отказывало. В 1974 году был случай, когда запущенная на полигоне в Ахтубинске мишень, встав в круг, отказалась подчиниться наземному оператору и, сносимая ветром, передвигалась к городу. Последствия ее полета после выработки топлива были непредсказуемые, и на перехват "взбунтовавшейся" мишени подняли МиГ-21МФ с экспериментальным оптическим прицелом "Волк". Четырех "болванок", как в обиходе называют бронебойные снаряды, выпущенных с расстояния 800 м, оказалось достаточно, чтобы Ла-17М превратилась в кучу бесформенных обломков.




Последние модификации мишеней Ла-17К до сих пор используются в ходе различных учений и тренировок расчетов средств ПВО.