11 апреля президент Грузии посетил тбилисский государственный научно-технический центр "Дельта" Министерства обороны республики, сделав ряд громких заявлений о радужных перспективах оборонного производства своей страны и жгучей зависти, якобы испытываемой Россией по отношению к изделиям ОПК закавказской соседки.
"Дельта" – головная организация по разработке и производству грузинского вооружения и военного имущества. Основной производственной базой НТЦ является Тбилисский авиационный завод ("Тбилавиамшени" – ТАМ). Судя по всему, именно в его цехе и проходил осмотр потрясшей Саакашвили продукции.
Это вам не игрушки!
"Вчера мы испытали беспилотный летательный аппарат, – сообщил президент, – некоторые думали, что это игрушка. С будущего года у нас появится такой же аналог, только он сможет переносить вооружение на большую дальность и будет намного лучше, чем старые русские штурмовики. Наш беспилотный летательный аппарат во много раз лучше их аппарата. Интересно, последуют ли они за нами и в этом?".
По мнению Саакашвили, Россия отстала от Грузии и в производстве бронетехники: "Когда русские увидели "Дидгори", они начали на базе Iveco создавать свой БТР, который пытается догнать "Дидгори". То, что Россия начала нам подражать в полиции, машинах, в других сферах экономики, меня не удивляет. Но я себе не мог представить, что она начнет подражать нам в вооружении".
Конечно, отчаянное желание прихвастнуть, мегаломания грузинского лидера хорошо известны. Тем не менее нынешние попытки Грузии наладить собственное оружейное производство представляют определенный интерес с точки зрения оценки грузинских военных возможностей.
Скандально известны
В советские времена небольшая, преимущественно аграрная республика не имела сколь-нибудь значительных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Единственное исключение – Тбилисский авиационный завод. В шестидесятые-семидесятые годы он выпускал учебно-боевые истребители МиГ-21У. В восьмидесятые – штурмовики Су-25. До конца восьмидесятых специализировался на изготовлении ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Р-60 и Р-73. Но ТАМ фактически занимался лишь сборкой изделий, получая почти все комплектующие по кооперации из других союзных республик и прежде всего из РСФСР.
В остальном советский ОПК был представлен на территории Грузии небольшими субподрядными предприятиями и рядом второстепенных НИИ или филиалов научно-исследовательских учреждений. Всего в военном производстве было задействовано 28 предприятий и организаций Грузинской ССР. Особняком стоял находившийся в Тбилиси 142-й бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны СССР (с 1992 по 2005 год – Министерства обороны России). По сути это была база по ремонту танков и других бронированных машин Закавказского военного округа.
Нельзя не отметить, что грузинская машиностроительная продукция печально славилась в Союзе низким качеством. Самолеты Тбилисского авиазавода имели неважную репутацию в плане уровня сборки. О грузовиках другого "флагмана" промышленности республики – Кутаисского автомобильного завода вообще ходили скандальные легенды. КАЗ никогда не участвовал в поставках техники для Вооруженных Сил СССР, хотя и попытался в шестидесятые годы приобщиться к разработкам колесных бронетранспортеров и бронированных шасси. К числу предприятий советского периода, имевших серьезные потенциальные военно-промышленные возможности, можно причислить Кутаисский машиностроительный завод, Тбилисский электровозостроительный завод, тбилисское ПО "Орби".
Неутешительный итог
Распад СССР ознаменовался для Грузии погружением в состояние войны с отделившимися автономиями – Абхазией и Южной Осетией. Нехватка оружия и боевой техники для формируемой национальной армии породила первые проекты налаживания их собственного производства.
Государственный научно-технический центр "Дельта" создавался в 1993 году при Министерстве обороны страны как головная организация военного производства. Внимание сосредоточивалось на выпуске простого артиллерийский-стрелкового вооружения и боеприпасов. Видимо, основной проектной базой послужила подготовленная еще в период существования Советского Союза мобилизационная техническая документация для налаживания изготовления определенных видов оборонной продукции в военное время, имевшаяся у ряда грузинских предприятий.
Именно такая документация на 82-мм и 120-мм минометы оказалась в распоряжении "Дельты". Это позволило НТЦ в середине девяностых годов представить целую гамму минометов указанных калибров, а также 60-мм. Заявлялось о налаживании их производства на "Тбилавиамшени". Однако дело не пошло дальше выпуска ограниченных партий "облегченного" 82-мм миномета с укороченным стволом. Остальные, видимо, остались в опытных образцах.
Грузинский конструктор Герман Хиталишвили разработал 60-мм бесшумный миномет "Муму". Невзирая на рекламу, его перспективы до сих пор неясны. Было налажено производство ручных гранат РГД-5, минометных мин, детонаторов, ряда других несложных боеприпасов. Пробовали на ТАМе изготавливать и гранатомет РПГ-7, и выстрелы к нему.
Путем копирования либо "доработки" советских и западных образцов пытались в Грузии наладить выпуск стрелкового оружия. Небольшими партиями производился весьма примитивный пистолет-пулемет "Иверия". На основе конструкции АКСУ-74 был "разработан" 9-мм пистолет-пулемет "Кавкасиони-2000". Демонстрировались и образцы пистолетов-пулеметов "Горда", пистолетов "Армази" и "Танфоглио-Кавкасиони Форс". Сообщалось о планах освоить изготовление пистолетов SIG Sauer и автоматных патронов.
Однако все эти проекты в итоге закончились ничем.
"Грачи" перелетные и оседлые
В постсоветский период Тбилисский авиазавод сохранил производство штурмовиков Су-25. Благо, имелся значительный задел по планерам и этих самолетов, и осваивавшихся перед распадом СССР модифицированных машин Су-25Т. Практически все комплектующие и системы для грузинских "грачей", включая бронированную "ванну" кабины, поступали из России. На основе задела по планерам Су-25Т Тбилисский завод даже начал строительство собственных учебно-боевых спарок под обозначением Су-25У (не путать с Су-25УБ из Улан-Удэ), которые поставлялись на экспорт.
ТАМу принадлежит и первый значительный опыт сотрудничества Грузии с оборонными компаниями Израиля: совместно с израильской группой Elbit Systems в 2001 году был сконструирован модернизированный вариант советского штурмовика – Су-25КМ Scorpion с обновленной авионикой. Всего в 1993–2007 годах в Тбилиси выпущено 27 самолетов Су-25. Восемь из них приобрел Азербайджан, десять – Демократическая Республика Конго, восемь – Эритрея, один – Гамбия. Что же касается Су-25КМ, то шесть построенных машин предназначались для ВВС Грузии, а прототип купила Туркмения.
Предположительно, два из одиннадцати Су-25У остались в Грузии, шесть были поставлены в Туркмению и три – в Азербайджан. Кроме того, ТАМ занимался ремонтом штурмовиков Су-25 вооруженных сил Грузии, Азербайджана и Туркмении, организовал капремонт приобретаемых в Болгарии и Чехии самолетов Су-25К (суммарно до 16 машин) с последующей их перепродажей в основном тому же Азербайджану. Освоили на "Тбилавиамшени" и ремонтные работы на вертолетах серий Ми-8 и Ми-24.
Причины и последствия эмбарго
Быстро нарастив военные расходы Грузии, Саакашвили накануне войны 2008 года начал переход к приобретению современных систем вооружения на Западе. Мощности ряда грузинских предприятий при этом были весьма рационально задействованы для ремонта и модернизации боевой техники. Так, на переданном российским Минобороны властям Грузии в 2005 году в полной комплектности 142-м Тбилисском бронетанковом ремонтном заводе с 2007 года была организована модернизация танков Т-72 грузинской армии в модификацию Т-72-SIM-I, разработанную израильской Elbit Systems.
Поражение в "пятидневной войне" изменило ситуацию. Грузия фактически оказалась в условиях негласного эмбарго на продажу и передачу ей ВВТ. Американцы и их союзники, опасаясь ухудшения отношений с Россией, явно стараются не подливать масла в огонь кавказских конфликтов. После завершения поставок вооружений по ряду контрактов, подписанных еще до нападения грузинских войск на Южную Осетию в августе 2008-го (например турецких бронетранспортеров Nurol Ejder), новых сколько-нибудь значительных поступлений оружия в Грузию из-за рубежа до недавнего времени не зафиксировано.
Это заставило руководство республики начать энергичные попытки освоить выпуск отечественной оборонной продукции, опираясь при этом на очевидные экономические достижения Грузии последних лет. Данный фактор обеспечил адекватное финансирование ряда военно-промышленных проектов, результаты которых и были продемонстрированы в последний год.
В организационном плане усиление внимания к военному производству привело к формированию в 2010 году под эгидой "Дельты" фактически полноценной государственной научно-производственной корпорации, подчиняющейся Министерству обороны Грузии. Под контроль центра были переданы Тбилисский авиазавод, Тбилисский бронетанковый ремонтный завод, Кутаисский машиностроительный завод и несколько НИИ.
На уровне стран третьего мира
Первыми на военном параде 26 мая 2011 года в Тбилиси были продемонстрированы колесные бронетранспортеры "Дидгори". Они разработаны НТЦ "Дельта" и производятся на мощностях Тбилисского авиационного завода в кооперации с Тбилисским бронетанковым ремонтным заводом. К маю 2011-го выпущена опытная партия из 30 БТР с двумя вариантами вместимости (по 15 машин того и другого).
Девятиместный вариант бронетранспортера – "Дидгори-1" оснащен 12,7-мм пулеметом "Утес", а укороченный семиместный – "Дидгори-2" – установкой с шестиствольным пулеметом Garwood Industries M134G калибра 7,62 миллиметра. Она может управляться как вручную, так и дистанционно, изнутри БТР. Контракт на поставку из США 20 пулеметов М134G Министерству обороны Грузии был заключен в 2007 году, до "пятидневной войны". Сообщалось также о создании в последующем варианта БТР со станковым 40-мм гранатометом.
Бронекорпуса грузинского производства монтируются на шасси пикапов Ford F-cерии. Грузинской стороной заявлено, что бронирование соответствует стандарту НАТО STANAG 4569 Level 2. На всех машинах есть фронтальные и задние видеокамеры с функцией ночного видения и светодиодной подсветкой и инфракрасный прицел. Общий дизайн бронемашин и установка на них систем видеообзора и дистанционного управления оружием говорит о том, что скорее всего грузинские разработчики вдохновлялись закупленными в Турции и Израиле образцами легкой бронетехники.
Судя по значительному количеству машин "Дидгори" в разной степени готовности в цехе ТАМа при посещении завода Саакашвили 11 апреля 2012 года, серийное производство этих броневиков продолжается. С военной и инженерной точки зрения "Дидгори" не представляет особого интереса, являясь достаточно заурядным полуимпровизированным броневиком на коммерческом автомобильном шасси. Выпуск подобных машин ведется в целом ряде стран третьего мира, включая государства Центральной Америки. Похоже, "Дидгори" не принадлежит к броневикам класса MRAP и не имеет полноценной усиленной противоминной и противофугасной защиты, что значительно ослабляет его ценность в условиях современных конфликтов.
"Эксклюзивные" изделия
25 февраля 2012 года на полигоне Вазиани Михаилу Саакашвили продемонстрировали прототип сконструированной в "Дельте" боевой машины пехоты "Лазика". Конструктивно она представляет собой модернизацию шасси наличных у грузин БМП-1 и БМП-2 с укорачиванием корпуса и уменьшением числа опорных катков ходовой части до пяти на борт. Это позволяет улучшить поворотливость "Лазики", что немаловажно при движении по узким горным дорогам и при ведении боя в городе. Машина оснащена усиленным комбинированным бронированием, объявлено, что она защищает экипаж (два или три человека) и десант (восемь человек) от 14,5-мм бронебойных пуль (правда, неясно, с какой дистанции и в какой проекции). Максимальная скорость БМП – 70 километров в час.
Вооружена "Лазика" 23-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом на дистанционно управляемой турели кругового вращения, вероятно, производства Elbit Systems. Можно предположить, что израильские специалисты принимали участие и в проектировании самой машины. Прототип БМП, видимо, был построен на Тбилисском бронетанковом ремонтном заводе. Саакашвили позднее рассказывал о планах серийного выпуска этих машин и даже якобы об интересе к ним со стороны некоего иностранного заказчика. Однако пока перспективы "Лазики" неясны и не исключено, что БМП всего лишь своего рода концепт.
Еще одной разработкой НТЦ "Дельта" стала 122-мм реактивная система залпового огня. РСЗО представляет собой монтаж стандартной 40-ствольной огневой части БМ-21 "Град" на бронированное шасси автомобиля КрАЗ-6322 с колесной формулой 6x6. В удлиненной бронекабине размещается расчет из пяти человек. Заявленная дальность стрельбы – до 40 километров (предположительно, используются современные дальнобойные 122-мм реактивные снаряды производства турецкой компании Roketsan). Система, видимо, является проектом модернизации наличных установок БМ-21 и согласно опубликованной информации построена к настоящему времени уже минимум в трех экземплярах. Объявлено о планах организации производства 122-мм реактивных снарядов.
А 10 апреля 2012 года Саакашвили присутствовал на испытательных полетах первых беспилотных летательных аппаратов разработки НТЦ "Дельта". У БЛА поршневой двигатель, высота полета – от 100 до 3000 метров, скорость – от 60 до 160 километров в час. Продолжительность пребывания в воздухе – до восьми часов. Аппарат оснащен двухкамерной видеоплатформой, фотокамерой, а также тепловизионной и инфракрасной камерами (полезная нагрузка, возможно, представлена коммерческими системами). Запуск БЛА осуществляется посредством пневматической катапульты, посадка – парашютным способом с применением амортизаторов.
Хотя дрон был громогласно объявлен Саакашвили грузинской разработкой, однако быстро выяснилось, что данная система представляет собой комплекс БЛА SWAN-205 разработки эстонской компании Eli Military Simulations, лицензию на который приобрела Грузия. SWAN-205 (вес аппарата – 10 кг, радиус действия – до 50 км) проходил испытания в вооруженных силах Эстонии с 2006 года, но был в итоге забракован из-за несоответствия требованиям военных.
Вопрос пока открытый
11 апреля на основной производственной базе "Дельты" Михаилу Саакашвили показали целый ряд выпускаемых на ТАМе образцов вооружения, включая некоторое количество 82-мм и 120-мм буксируемых минометов, значительное число копий гранатомета РПГ-7 (с пластиковым "обвесом"), образцы копий одноразового РПГ-22 и 40-мм подствольного гранатомета ПГ-30, 50-мм малошумного миномета, переносного инженерного кумулятивного заряда, выстрелов для минометов и РПГ.
Ознакомился президент и с образцом некоей автоматической винтовки, напоминающей германскую НК416. Саакашвили заявил при этом о начале выпуска в Грузии противотанковых средств (имея в виду, видимо, упомянутые клоны РПГ-7) и о разработке некоей системы ПВО. При этом грузинский президент утверждал об экономической выгоде самостоятельного военного производства, заявив, в частности, что стоимость РПГ-7 грузинского изготовления будто бы вдвое ниже импортного.
Сообщается, что на ТАМе должны быть развернуты мощности по выпуску 15–17 тысяч РПГ-22 в год. Для "Тбилавиамшени" это имеет поистине жизненно важное значение, поскольку после августа 2008-го завод полностью лишился субподрядных поставок из России, утратив способность строительства новых штурмовиков серии Су-25. Предприятие вынуждено по своему основному профилю ограничиваться лишь ремонтом "грачей" и вертолетов.
Таким образом, режим Саакашвили демонстрирует энергию и серьезные амбиции в развитии грузинского ОПК. Насколько намеченные планы реальны и приведет ли их выполнение к сколь-нибудь существенному увеличению боевого потенциала вооруженных сил Грузии – вопрос пока открытый.
Михаил Барабанов,
научный редактор журнала "Экспорт вооружений"
http://vpk-news.ru/issues/436/
Опубликовано в выпуске № 17 (434) за 2 мая 2012 года
"Дельта" – головная организация по разработке и производству грузинского вооружения и военного имущества. Основной производственной базой НТЦ является Тбилисский авиационный завод ("Тбилавиамшени" – ТАМ). Судя по всему, именно в его цехе и проходил осмотр потрясшей Саакашвили продукции.
Это вам не игрушки!
"Вчера мы испытали беспилотный летательный аппарат, – сообщил президент, – некоторые думали, что это игрушка. С будущего года у нас появится такой же аналог, только он сможет переносить вооружение на большую дальность и будет намного лучше, чем старые русские штурмовики. Наш беспилотный летательный аппарат во много раз лучше их аппарата. Интересно, последуют ли они за нами и в этом?".
По мнению Саакашвили, Россия отстала от Грузии и в производстве бронетехники: "Когда русские увидели "Дидгори", они начали на базе Iveco создавать свой БТР, который пытается догнать "Дидгори". То, что Россия начала нам подражать в полиции, машинах, в других сферах экономики, меня не удивляет. Но я себе не мог представить, что она начнет подражать нам в вооружении".
Конечно, отчаянное желание прихвастнуть, мегаломания грузинского лидера хорошо известны. Тем не менее нынешние попытки Грузии наладить собственное оружейное производство представляют определенный интерес с точки зрения оценки грузинских военных возможностей.
Скандально известны
В советские времена небольшая, преимущественно аграрная республика не имела сколь-нибудь значительных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Единственное исключение – Тбилисский авиационный завод. В шестидесятые-семидесятые годы он выпускал учебно-боевые истребители МиГ-21У. В восьмидесятые – штурмовики Су-25. До конца восьмидесятых специализировался на изготовлении ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Р-60 и Р-73. Но ТАМ фактически занимался лишь сборкой изделий, получая почти все комплектующие по кооперации из других союзных республик и прежде всего из РСФСР.
В остальном советский ОПК был представлен на территории Грузии небольшими субподрядными предприятиями и рядом второстепенных НИИ или филиалов научно-исследовательских учреждений. Всего в военном производстве было задействовано 28 предприятий и организаций Грузинской ССР. Особняком стоял находившийся в Тбилиси 142-й бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны СССР (с 1992 по 2005 год – Министерства обороны России). По сути это была база по ремонту танков и других бронированных машин Закавказского военного округа.
Нельзя не отметить, что грузинская машиностроительная продукция печально славилась в Союзе низким качеством. Самолеты Тбилисского авиазавода имели неважную репутацию в плане уровня сборки. О грузовиках другого "флагмана" промышленности республики – Кутаисского автомобильного завода вообще ходили скандальные легенды. КАЗ никогда не участвовал в поставках техники для Вооруженных Сил СССР, хотя и попытался в шестидесятые годы приобщиться к разработкам колесных бронетранспортеров и бронированных шасси. К числу предприятий советского периода, имевших серьезные потенциальные военно-промышленные возможности, можно причислить Кутаисский машиностроительный завод, Тбилисский электровозостроительный завод, тбилисское ПО "Орби".
Неутешительный итог
Распад СССР ознаменовался для Грузии погружением в состояние войны с отделившимися автономиями – Абхазией и Южной Осетией. Нехватка оружия и боевой техники для формируемой национальной армии породила первые проекты налаживания их собственного производства.
Государственный научно-технический центр "Дельта" создавался в 1993 году при Министерстве обороны страны как головная организация военного производства. Внимание сосредоточивалось на выпуске простого артиллерийский-стрелкового вооружения и боеприпасов. Видимо, основной проектной базой послужила подготовленная еще в период существования Советского Союза мобилизационная техническая документация для налаживания изготовления определенных видов оборонной продукции в военное время, имевшаяся у ряда грузинских предприятий.
Именно такая документация на 82-мм и 120-мм минометы оказалась в распоряжении "Дельты". Это позволило НТЦ в середине девяностых годов представить целую гамму минометов указанных калибров, а также 60-мм. Заявлялось о налаживании их производства на "Тбилавиамшени". Однако дело не пошло дальше выпуска ограниченных партий "облегченного" 82-мм миномета с укороченным стволом. Остальные, видимо, остались в опытных образцах.
Грузинский конструктор Герман Хиталишвили разработал 60-мм бесшумный миномет "Муму". Невзирая на рекламу, его перспективы до сих пор неясны. Было налажено производство ручных гранат РГД-5, минометных мин, детонаторов, ряда других несложных боеприпасов. Пробовали на ТАМе изготавливать и гранатомет РПГ-7, и выстрелы к нему.
Путем копирования либо "доработки" советских и западных образцов пытались в Грузии наладить выпуск стрелкового оружия. Небольшими партиями производился весьма примитивный пистолет-пулемет "Иверия". На основе конструкции АКСУ-74 был "разработан" 9-мм пистолет-пулемет "Кавкасиони-2000". Демонстрировались и образцы пистолетов-пулеметов "Горда", пистолетов "Армази" и "Танфоглио-Кавкасиони Форс". Сообщалось о планах освоить изготовление пистолетов SIG Sauer и автоматных патронов.
Однако все эти проекты в итоге закончились ничем.
"Грачи" перелетные и оседлые
В постсоветский период Тбилисский авиазавод сохранил производство штурмовиков Су-25. Благо, имелся значительный задел по планерам и этих самолетов, и осваивавшихся перед распадом СССР модифицированных машин Су-25Т. Практически все комплектующие и системы для грузинских "грачей", включая бронированную "ванну" кабины, поступали из России. На основе задела по планерам Су-25Т Тбилисский завод даже начал строительство собственных учебно-боевых спарок под обозначением Су-25У (не путать с Су-25УБ из Улан-Удэ), которые поставлялись на экспорт.
ТАМу принадлежит и первый значительный опыт сотрудничества Грузии с оборонными компаниями Израиля: совместно с израильской группой Elbit Systems в 2001 году был сконструирован модернизированный вариант советского штурмовика – Су-25КМ Scorpion с обновленной авионикой. Всего в 1993–2007 годах в Тбилиси выпущено 27 самолетов Су-25. Восемь из них приобрел Азербайджан, десять – Демократическая Республика Конго, восемь – Эритрея, один – Гамбия. Что же касается Су-25КМ, то шесть построенных машин предназначались для ВВС Грузии, а прототип купила Туркмения.
Предположительно, два из одиннадцати Су-25У остались в Грузии, шесть были поставлены в Туркмению и три – в Азербайджан. Кроме того, ТАМ занимался ремонтом штурмовиков Су-25 вооруженных сил Грузии, Азербайджана и Туркмении, организовал капремонт приобретаемых в Болгарии и Чехии самолетов Су-25К (суммарно до 16 машин) с последующей их перепродажей в основном тому же Азербайджану. Освоили на "Тбилавиамшени" и ремонтные работы на вертолетах серий Ми-8 и Ми-24.
Причины и последствия эмбарго
Быстро нарастив военные расходы Грузии, Саакашвили накануне войны 2008 года начал переход к приобретению современных систем вооружения на Западе. Мощности ряда грузинских предприятий при этом были весьма рационально задействованы для ремонта и модернизации боевой техники. Так, на переданном российским Минобороны властям Грузии в 2005 году в полной комплектности 142-м Тбилисском бронетанковом ремонтном заводе с 2007 года была организована модернизация танков Т-72 грузинской армии в модификацию Т-72-SIM-I, разработанную израильской Elbit Systems.
Поражение в "пятидневной войне" изменило ситуацию. Грузия фактически оказалась в условиях негласного эмбарго на продажу и передачу ей ВВТ. Американцы и их союзники, опасаясь ухудшения отношений с Россией, явно стараются не подливать масла в огонь кавказских конфликтов. После завершения поставок вооружений по ряду контрактов, подписанных еще до нападения грузинских войск на Южную Осетию в августе 2008-го (например турецких бронетранспортеров Nurol Ejder), новых сколько-нибудь значительных поступлений оружия в Грузию из-за рубежа до недавнего времени не зафиксировано.
Это заставило руководство республики начать энергичные попытки освоить выпуск отечественной оборонной продукции, опираясь при этом на очевидные экономические достижения Грузии последних лет. Данный фактор обеспечил адекватное финансирование ряда военно-промышленных проектов, результаты которых и были продемонстрированы в последний год.
В организационном плане усиление внимания к военному производству привело к формированию в 2010 году под эгидой "Дельты" фактически полноценной государственной научно-производственной корпорации, подчиняющейся Министерству обороны Грузии. Под контроль центра были переданы Тбилисский авиазавод, Тбилисский бронетанковый ремонтный завод, Кутаисский машиностроительный завод и несколько НИИ.
На уровне стран третьего мира
Первыми на военном параде 26 мая 2011 года в Тбилиси были продемонстрированы колесные бронетранспортеры "Дидгори". Они разработаны НТЦ "Дельта" и производятся на мощностях Тбилисского авиационного завода в кооперации с Тбилисским бронетанковым ремонтным заводом. К маю 2011-го выпущена опытная партия из 30 БТР с двумя вариантами вместимости (по 15 машин того и другого).
Девятиместный вариант бронетранспортера – "Дидгори-1" оснащен 12,7-мм пулеметом "Утес", а укороченный семиместный – "Дидгори-2" – установкой с шестиствольным пулеметом Garwood Industries M134G калибра 7,62 миллиметра. Она может управляться как вручную, так и дистанционно, изнутри БТР. Контракт на поставку из США 20 пулеметов М134G Министерству обороны Грузии был заключен в 2007 году, до "пятидневной войны". Сообщалось также о создании в последующем варианта БТР со станковым 40-мм гранатометом.
Бронекорпуса грузинского производства монтируются на шасси пикапов Ford F-cерии. Грузинской стороной заявлено, что бронирование соответствует стандарту НАТО STANAG 4569 Level 2. На всех машинах есть фронтальные и задние видеокамеры с функцией ночного видения и светодиодной подсветкой и инфракрасный прицел. Общий дизайн бронемашин и установка на них систем видеообзора и дистанционного управления оружием говорит о том, что скорее всего грузинские разработчики вдохновлялись закупленными в Турции и Израиле образцами легкой бронетехники.
Судя по значительному количеству машин "Дидгори" в разной степени готовности в цехе ТАМа при посещении завода Саакашвили 11 апреля 2012 года, серийное производство этих броневиков продолжается. С военной и инженерной точки зрения "Дидгори" не представляет особого интереса, являясь достаточно заурядным полуимпровизированным броневиком на коммерческом автомобильном шасси. Выпуск подобных машин ведется в целом ряде стран третьего мира, включая государства Центральной Америки. Похоже, "Дидгори" не принадлежит к броневикам класса MRAP и не имеет полноценной усиленной противоминной и противофугасной защиты, что значительно ослабляет его ценность в условиях современных конфликтов.
"Эксклюзивные" изделия
25 февраля 2012 года на полигоне Вазиани Михаилу Саакашвили продемонстрировали прототип сконструированной в "Дельте" боевой машины пехоты "Лазика". Конструктивно она представляет собой модернизацию шасси наличных у грузин БМП-1 и БМП-2 с укорачиванием корпуса и уменьшением числа опорных катков ходовой части до пяти на борт. Это позволяет улучшить поворотливость "Лазики", что немаловажно при движении по узким горным дорогам и при ведении боя в городе. Машина оснащена усиленным комбинированным бронированием, объявлено, что она защищает экипаж (два или три человека) и десант (восемь человек) от 14,5-мм бронебойных пуль (правда, неясно, с какой дистанции и в какой проекции). Максимальная скорость БМП – 70 километров в час.
Вооружена "Лазика" 23-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом на дистанционно управляемой турели кругового вращения, вероятно, производства Elbit Systems. Можно предположить, что израильские специалисты принимали участие и в проектировании самой машины. Прототип БМП, видимо, был построен на Тбилисском бронетанковом ремонтном заводе. Саакашвили позднее рассказывал о планах серийного выпуска этих машин и даже якобы об интересе к ним со стороны некоего иностранного заказчика. Однако пока перспективы "Лазики" неясны и не исключено, что БМП всего лишь своего рода концепт.
Еще одной разработкой НТЦ "Дельта" стала 122-мм реактивная система залпового огня. РСЗО представляет собой монтаж стандартной 40-ствольной огневой части БМ-21 "Град" на бронированное шасси автомобиля КрАЗ-6322 с колесной формулой 6x6. В удлиненной бронекабине размещается расчет из пяти человек. Заявленная дальность стрельбы – до 40 километров (предположительно, используются современные дальнобойные 122-мм реактивные снаряды производства турецкой компании Roketsan). Система, видимо, является проектом модернизации наличных установок БМ-21 и согласно опубликованной информации построена к настоящему времени уже минимум в трех экземплярах. Объявлено о планах организации производства 122-мм реактивных снарядов.
А 10 апреля 2012 года Саакашвили присутствовал на испытательных полетах первых беспилотных летательных аппаратов разработки НТЦ "Дельта". У БЛА поршневой двигатель, высота полета – от 100 до 3000 метров, скорость – от 60 до 160 километров в час. Продолжительность пребывания в воздухе – до восьми часов. Аппарат оснащен двухкамерной видеоплатформой, фотокамерой, а также тепловизионной и инфракрасной камерами (полезная нагрузка, возможно, представлена коммерческими системами). Запуск БЛА осуществляется посредством пневматической катапульты, посадка – парашютным способом с применением амортизаторов.
Хотя дрон был громогласно объявлен Саакашвили грузинской разработкой, однако быстро выяснилось, что данная система представляет собой комплекс БЛА SWAN-205 разработки эстонской компании Eli Military Simulations, лицензию на который приобрела Грузия. SWAN-205 (вес аппарата – 10 кг, радиус действия – до 50 км) проходил испытания в вооруженных силах Эстонии с 2006 года, но был в итоге забракован из-за несоответствия требованиям военных.
Вопрос пока открытый
11 апреля на основной производственной базе "Дельты" Михаилу Саакашвили показали целый ряд выпускаемых на ТАМе образцов вооружения, включая некоторое количество 82-мм и 120-мм буксируемых минометов, значительное число копий гранатомета РПГ-7 (с пластиковым "обвесом"), образцы копий одноразового РПГ-22 и 40-мм подствольного гранатомета ПГ-30, 50-мм малошумного миномета, переносного инженерного кумулятивного заряда, выстрелов для минометов и РПГ.
Ознакомился президент и с образцом некоей автоматической винтовки, напоминающей германскую НК416. Саакашвили заявил при этом о начале выпуска в Грузии противотанковых средств (имея в виду, видимо, упомянутые клоны РПГ-7) и о разработке некоей системы ПВО. При этом грузинский президент утверждал об экономической выгоде самостоятельного военного производства, заявив, в частности, что стоимость РПГ-7 грузинского изготовления будто бы вдвое ниже импортного.
Сообщается, что на ТАМе должны быть развернуты мощности по выпуску 15–17 тысяч РПГ-22 в год. Для "Тбилавиамшени" это имеет поистине жизненно важное значение, поскольку после августа 2008-го завод полностью лишился субподрядных поставок из России, утратив способность строительства новых штурмовиков серии Су-25. Предприятие вынуждено по своему основному профилю ограничиваться лишь ремонтом "грачей" и вертолетов.
Таким образом, режим Саакашвили демонстрирует энергию и серьезные амбиции в развитии грузинского ОПК. Насколько намеченные планы реальны и приведет ли их выполнение к сколь-нибудь существенному увеличению боевого потенциала вооруженных сил Грузии – вопрос пока открытый.
Михаил Барабанов,
научный редактор журнала "Экспорт вооружений"
http://vpk-news.ru/issues/436/
Опубликовано в выпуске № 17 (434) за 2 мая 2012 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий