Черноморское морское пароходство — старейшее пароходство на Черном море, начинающее свою историю во времена Российской Империи когда в 1833 году было создано акционерное Черноморское общество пароходов для установления постоянных сношений между Россией и Османской империй. Базовый порт пароходства — город Одесса. В мае 2013 года исполняется 180 лет со дня основания Черноморского морского пароходства.
16 мая 1833 года при поддержке М. С. Воронцова ставшего в1823 году новороссийским генерал-губернатором и министра финансов Е. Ф. Канкрина император Николай I одобрил создание сроком на десять лет акционерного общества для установления постоянных сообщений между Одессой и Константинополем посредством пароходов. Так появилось на свет "Черноморское общество пароходов" — родоначальник Одесского Черноморского морского пароходства, а Одесса стала "южным морским окном" России на Запад. (Денис Балух, Александр Сурилов. Забытая Одесса : исторические очерки в двух книгах. — Одесса: оптимум, 2008.) Было решено, что пароходная флотилия акционерного общества будет состоять из трех судов: "Невы" и строившихся в Николаеве пароходов "Император Николай" и "Императрица Александра". Из них два парохода предполагалось использовать для почтовых перевозок и один для буксировки русских парусников в Босфоре. Непосредственным организатором "Черноморского общества пароходов" был одесский градоначальник действительный статский советник Алексей Ираклиевич Левшин..
В1843 году "Черноморское общество пароходов" было реорганизовано в "Экспедицию постоянных пароходных сообщений Одессы с Константинополем", которая в1845 объединилась с "Комиссией новороссийских пароходов", управлявшей пароходами ходившими по внутренним черноморским линиям, и получила новое название: "Новороссийская пароходная экспедиция", сокращенно — Одесская экспедиция. Пароходы Одесской экспедиции "Наследник", "Митридат", "Андия", "Дарго", "Бердянск", "Таганрог", "Петр Великий", "Таганрог" (железный), "Луба (железный), "Тамань" (железный), "Граф Воронцов" (железный), и др. обслуживали внутренние черноморские и азовские линии. Для первой черноморской международной пароходной линии Одесса — Константинополь в 1843 году в Англии были заказаны 4 пароходофрегата с паровыми машинами мощностью в 250 л. с.: "Одесса", "Херсонес", "Крым" и "Бессарабия". Их конструкция отличалась повышенной надежностью и позволяла использование как и в коммерческих, так и ввоенных целях. Вплоть до1853 года, когда началась война с Турцией, пароходофрегаты исправно служили "Новороссийской пароходной экспедиции", регулярно перевозя под пакетботным флагом почту, пассажиров и торговые грузы между Одессой и Константинополем, и выходя в рейсы каждые десять дней. Во время Крымской войны они были довооружены и вошли в отряд парходофрегатов Черноморского флота, моряки которого героически проявили себя во время обороны Севастополя и затопили часть своих кораблей, в том числе пароходрегаты "Крым", "Одесса", "Бессарабия" и железный пакетботный пароход "Эльборус" на Севастопольском рейде в августе 1855 года, чтобы те не достались неприятелю.
Во время Крымской войны черноморский торговый флот понес потери: в частности, в исправном состоянии оставалось восемь паровых судов. В сложившихся условиях деятельность Одесской экспедиции не возобновлялась.Вместо этого для развития регулярного, или срочного, пароходного движенияна Чёрном море в 1856 году на ее основе было создано акционерное общество: "Русское Общество Пароходства и Торговли" (РОПиТ). ( Степанов Д. А. Учреждение русского общества пароходства и торговли (1856—1857 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 22 (237). — Вып. 46. История. — С. 30-38. ) Одесская главная контора общества разместилась в бывшем дворце И.О. Витта на ул. Ланжероновская, (Одесские достопримечательности: Дворец И. О. Витта: Описание ) здании, в настоящее время принадлежащим Черноморскому морскому пароходству.
Правительство выдало обществу РОПиТ крупный займ и пятилетнее разрешение на беспошлинное приобретение судов за рубежом. В 1857 г. РОПиТ закупил в Англии пять пароходов, первым из которых прибыл в Одессу пассажирский колесный пароход "Николай", судно способное принять на борт 200 пассажиров. В дополнение, РОПиТ приобрел у прекратившей свою деятельность "Новороссийской пароходной экспедиции" суда "Херсонес", "Андия", "Дарго", "Дунай", "Таганрог" и "Граф Воронцов". После всех приобретений к концу 1857 года РОПиТ обладал флотом в 17 пароходов, что позволило ему не только начать гарантированное правительством срочное пароходное сообщение между черноморскими и азовскими портами, но и открыть международную линию Одесса — Константинополь —Марсель.
В 1920 году после окончания гражданской войны от торгового флота на Черном море осталось около 5 % судов. Установив окончательный контроль над черноморским побережьем, советское правительство занялось восстановлением торгового флота.
13 июня 1922 года Совет Труда и Обороны республики учредил в системе Наркомата путей сообщения государственные пароходства Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское, а общее руководство их деятельностью возложил на Центральное правление Госторгфлота.
После Великой Отечественной войны, в связи с увеличением объёмов перевозок, были созданы отдельные Черноморское, Азовское и Грузинское пароходства. Базовым портом Черноморского морского пароходства (ЧМП) осталась Одесса, где помимо Одесского порта располагался судоремонтный завод.
Накануне распада Советского Союза Черноморское морское пароходство было мощнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 300 судов различного класса. В это число входили: 21 пассажирское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиромест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий; 260 современных универсальных судов различных классов, водоизмещением 5 млн.тонн. Оно было ведущим в морском флоте СССР, который на 1 января 1990 года состоял из 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн т, 67 портов и 26 судоремонтных предприятий. (Гранков Л. Из истории мореплавания // Морской флот. — 2008. — № 2. — С. 68).
После распада СССР Черноморское морское пароходство (ЧМП) вместе с Азовским Морским Пароходством (АМП) и Советсикм Дунайским Пароходством (СДП) были выведены из подчинения союзных Министерства морского флота СССР и Министерства речного флота СССР. ЧМП было передано в ведение образованной 2 января 1992 года Государственной администрации морского транспорта Украины (Укрморфлот), ставшей правопреемником Министерства морского флота СССР на территории Украины. ( О создании государственной администрации морского транспорта Украины. Кабинет министров Украины. Постановление от 2 января 1992 г. № 4. ) Укрморфлот распоряжался имуществом ЧМП совместно с Фондом государственного имущества Украины (ФГИУ). Положение об Укрморфлоте было утверждено Советом министров Украины 18 февраля 1992 года. Согласно пункту 7 (в), Укрморфлот получил право: "менять флаги, по согласованию с Фондом государственного имущества Украины продавать, закладывать суда с целью получения кредитов для финансирования программ пополнения флота". ( Положение о Государственной администрации морского транспорта Украины. Кабинет министров Украины. Постановление от 18 февраля 1992 г. № 76.).
Данные о составе ЧМП и оценки его состояния на 1991 г. разнятся. По доступным из открытой печати сведениям, на1991 год в составе ЧМП находилось 234 грузовых, пассажирских и судов других классов общим дедвейтом в 4167 тысяч тонн, большая часть которых состояла в эксплуатационной готовности. ЧМП закончило 1991 г. с прибылью в 270 миллионов рублей и валютной выручкой в 788 миллионов долларов. С другой стороны, стоял вопрос об обновлении флота, так как в 1992 г. на списание было намечено 29 единиц, а всего до 2000 г. — порядка 120. (Леонид Капелюшный. Оптимистическая трагедия, или история "Бласко-ЧМП" в ревизских сказках, официальных документах и публицистических страстях и страданиях // Зеркало Украины. — 1994. — 21 октября.).
Мощности Черноморского пароходства создавались прежде всего для обслуживания потребностей централизованной, плановой экономики СССР. После разрушения единого хозяйственного комплекса сложившегося в СССР на 1991 год, ЧМП оказался в сложном финансовом положении. Уже в декабре 1992 года общая задолженность ЧМП по кредитам составила 170 миллионов долларов, в том же году списали 28 судов. В сложившейся экономической ситуации во избежание простоя судов премьер-министр Украины Л.Д. Кучма предложил передавать суда офшорным компаниям-посредникам с их последующей регистрацией в иностранной юрисдикции для задействования простаивающего без фрахта торгового и пассажирского флота ЧМП. Президент Украины Л.М. Кравчук это предложение одобрил. По сообщениям прессы, в 2013 году он признал это решение ошибочным. (Кравчук взял на себя вину за развал торгового флота Украины. Корреспондент.net, 3 февраля 2013.)
17 февраля 1993 года Укрморфлот был ликвидирован, и ЧМП перешло под руководство вновь созданного Министерства транспорта Украины (1992—2004). (Вопросы Министерства транспорта Украины. Кабинет министров Украины. Постановление от 17 февраля 1993 г. № 106. )
13 августа 1993 года указом Президента Украины Л. Кравчука был создан судоходный концерн "Бласко — Черноморское морское пароходство" в форме акционерного общества открытого типа. ( О создании акционерного судоходного концерна "Бласко" — "Черноморское морское пароходство" Указ Президента Украины от 13.08.1993 № 303/93.)
Президентом концерна был назначен Кудюкин П. В., сменивший В. В. Пилипенко во главе ЧМП. Согласно указу "Бласко" стал правопреемником всего движимого и недвижимого имущества Черноморского морского пароходства на Украине и за рубежом.
24 декабря 1993 г. Верховная рада Украины приостановила процесс акционирования Черноморского морского пароходства и наложила вето на президентский указ. В ответ Л. Кравчук издал новый указ, подтвердивший полномочия руководства "Бласко — ЧМП". (Об акционерном судоходном концерне "Бласко" — "Черноморское морское пароходство" Указ Президента Украины от 28.12.1993 № 606/93). Оба указа Л.Кравчука были в свою очередь отменены в январе 1995 года ставшим президентом Украины Л. Кучмой. (О признании утратившими силу Указов Президента Украины от 13 августа 1993 года N 303 и от 28 декабря 1993 года N 606 Указ Президента Украины от 24.01.1995 № 77/95.) 27 января 1994 года Верховная Рада Украины приняла решение о начале проверки Черноморского морского пароходства. Была создана следственная депутатская комиссия под руководством бывшего прокурора Приморского района Одессы, народным депутатом Ю.А.Карамзиным.
На январь 1993 года ЧМП имело 227 судов, но из них 160 были разбросаны по офшорам вокруг мира. Начались первые аресты судов по разнообразным, зачастую надуманным, предлогам: так не досчитались 11 из них. После преобразования ЧМП в акционерное общество разрушительные тенденции усилились. Проценты по кредитам росли, доходы "Бласко — ЧМП" укрывались и выводилась в офшорные банки. В результате, против П. В. Кудюкина возбудили уголовное дело и его осудили за реализацию, как оказалось, ошибочного плана по передаче судов компаниям-посредникам.
В 1995 году, кода флот компании насчитывал 216 судов, к ее руководству пришел А. В. Коваль, который так и не разобрался, куда были выведены денежные средства и суда, и к тому же потерял ещё 30 вымпелов. Запущенные его предшественниками механизмы продолжали поглощать средства и суда компании. В том же 1995 году был назначен очередной руководитель А. М. Стогненко; флот ЧМП сократился до 186 вымпелов; были взяты новые кредиты, которые вернуть было уже нереально, и, как следствие, по миру прошла волна арестов судов ЧМП: в 1995—1997 годы компания потеряла 171 судно. На январь 1998 года осталось 15 вымпелов.
В июле 2004 года Министерство транспорта Украины, осуществлявшее общее руководство над ЧМП, было реорганизовано в Министерство транспорта и связи Украины.
На2004 год компания имела 6 судов и 17 непогашенных кредитов на 11 миллионов долларов. В 2005 году убытки ГСК "ЧМП" составили полмиллиона долларов.
В2006 году в ГСК "ЧМП" была введена процедура санации.
В 2008 году Черноморское морское пароходство отмечало свое 175-летие со дня своего основания. Накануне юбилея министр транспорта и связи Украины К. Ефименко заявил о необходимости прокурорской проверки законности отчуждения имущества ЧМП. Он назвал процедуру банкротства ЧМП "немотивированной" и ведущей к выведению из под государственного контроля предприятия, балансовая стоимость имущества которого составляет свыше 500 млн грн. В результате, по мнению К. Ефименко, путем создания искусственных долгов за бесценок отчуждается государственная собственности. В своем заявлении министр призвал не допустить ликвидации Черноморского морского пароходства. (Министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко не допустит ликвидации Черноморского пароходства. Онлайн-архив пресс-службы Министерства инфраструктуры Украины.)
В декабре 2010 года Министерство транспорта и связи Украины было в очередной раз реорганизовано, и ЧМП было подчинено Государственной службе морского и речного транспорта теперь уже Министерства инфраструктуры Украины. По состоянию на сегодняшний день флот ЧМП сократился до одного вымпела
Процедура санации ГСК "ЧМП" продолжается.
Источник: radius.in.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий